15 Июля 2018 г. Четная неделя

Школа риторики

Древний мудрец Аристотель сказал: "Мы слушаем не речь, а человека, который говорит". Известен и другой афоризм: "Хочешь узнать человека, заговори с ним". Есть и восточная мудрость Саади: "Умён ты или глуп, велик ты или мал не знаем мы, пока ты слова не сказал". Следовательно, не всякая речь продуктивна, а только та, в которой пульсирует мысль.

А как учиться речи, в которой гармонично сливаются чувства и мысли? Ведь не менее мудрый Гельвеций говорил: "Мысль входит вратами чувств". Значит, наша мысль должна будить в собеседниках сначала чувства, эмоции, а потом ответную мысль.

Сегодня востребованными оказываются люди, способные мыслить самостоятельно, вырабатывать продукт мышления, точно и понятно для всех сформулировать его, вызвать к нему интерес. Сегодня, когда человек чаще имеет дело с информацией, чем с реальными объектами, когда от умения говорить и критически воспринимать сказанное зависит успех в жизни, и эта зависимость с каждым днём растёт, всеобщий интерес к риторике понятен и оправдан. Научить азбуке риторических приёмов, это значит – дать человеку тот конструктор, из которого он сам будет строить свою речь в разных ситуациях. А где этому учат?

Школа риторики работает в нашем университете с октября 2016 года. Центр "Гармония" Гуманитарного института открыл её, чтобы помочь студентам овладеть навыками, умениями и приёмами ораторской речи. На занятиях студенты изучают арсенал риторики. Это, во-первых, теория аргументации Аристотеля. Во-вторых, теория речевых средств убеждения, разработанная античной риторикой и усовершенствованная современной лингвистикой. В-третьих, теория композиции, разработанная современной наукой с опорой на вероятностную модель восприятия текста.

В античной риторике предполагалось пять стадий создания речи: изобретение (найти тему, которая может и должна заинтересовать других, продумать аргументы для убеждения, подготовить примеры), расположение (выбор композиции), украшение (использование тропов и фигур речи), запоминание (заучивание речи) и произнесение.

Для того чтобы правильно подобрать аргументы, надо знать четыре формальных закона логики. Студенты учатся выстраивать цепочку логически связанных суждений в стройную систему аргументов, учатся понимать различия между декларативным и аргументированным высказыванием, видеть структуру доказательства в чужом высказывании и выстраивать свою линию защиты или нападения в полемике. Очень важно научиться выражать свою мысль разными речевыми средствами. В этом помогает изучение тропов и фигур русского языка. Всё это и многое другое узнают студенты на наших занятиях. В игровой форме они овладевают необходимыми знаниями и на практике отрабатывают все риторические приёмы.

В следующем учебном году эта работа будет продолжена. Приглашаем всех студентов Политехнического в нашу Школу риторики. 

Руководитель Школы риторики: Стычишина Л. П.