25 Апреля 2024 г. Четная неделя

Научная революция и революция в искусстве

7 ноября состоялась лекция «Научная революция и революция в искусстве в начале ХХ века» Н.А. Ершова.

Слушатели смогли получить представление о том, каковы истоки модернизма и авангарда в изобразительном искусстве начала ХХ века.

Начало ХХ века – время изменений во всех областях человеческой жизни. Сказывалась острота социального протеста, предчувствие катастрофических перемен нового столетия, но не менее важную роль сыграла и революция в науке. Пример открытий в физике, биологии, психологии на пути освобождения от старой механистической картины мира был воспринят как призыв освободиться от старых представлений о пространстве и в изобразительном искусстве. Идея четвертого измерения (гиперпространства) стала одним из символов освобождения искусства. Преодоление трехмерности предметного мира, преодоление земного тяготения вдохновляли на создание утопических художественных систем Малевича, Кандинского, Татлина. Конечно, художники не могли соперничать с учеными в научном познании, но они верили, что их искусство поможет человечеству изменить сознание, подготовить его для восприятия нового.

Новые направления в искусстве напоминали революционное движение: издавались манифесты, провозглашались вожди...

Иванова Кристина 43103/13 , ИСИ

7 ноября, я послушала лекцию «Научная революция и революция в искусстве в начале ХХ века»
Лекция показалась мне интересной. Картины тоже. Но поняла ли я их? Скорее нет, чем да.
Долго думала, про какую картину написать и поняла, что из всех картин, запоминающимися оказались самые странные. И все они принадлежат кисти одного художника – Михаила Матюшина. Нас познакомили с несколькими его работами – «Автопортрет», «Движение в пространстве»
В вышеназванных картинах первое, что бросается в глаза, это цвет. В некоторых произведениях нет даже объектов как-таковых, нет сюжета, а композиция строится именно за счет цветовых сочетаний.
Картина «Автопортрет» - это вообще что-то интересное и очень странное. В фигуре, изображенной на холсте, от человеческой головы, если и есть что-то, так это только форма, и то какая-то слишком угловатая. Хотя сочетания цветов достаточно приятное, это произведение вызвало у меня недоумение.
На картине «Движение в пространстве», художник изобразил множество цветных линий на светло-сером фоне. Что значат эти линии? Сложно сказать однозначно.
(А вдруг это тоже чей-то портрет???
Хотя нет, тогда бы название было другое... )
Единственное, что пришло мне в голову, так это то, что эти линии могут олицетворять движение к какой-то цели, так как все они расположены в одном направлении. А так как общая направленность композиции диагональная, картина становится динамичной и неустойчивой.
Из работ художника видно, что он экспериментатор. Он по-своему видит реальность и изображает ее иначе. Не боится выходить за рамки привычного, используя воображение в полной мере.

Иванова Полина, ИСИ, 43103/13

Сегодня мы посетили лекцию Н.А. Ершовой на тему "Научная революция и революция в искусстве в начале ХХ века". На лекции был раскрыт интересный вопрос – как повлияла научная революция на работы выдающихся художников начала ХХ века, как изменялось их искусство в связи с событиями, происходящими вокруг?
В начале ХХ века стало распространено понятие четвертого измерения, которое впервые описал Чарльз Хинтон. Под влиянием идей, основанных на этом, художники стали мыслить по-новому. Больше всего мне запомнился пример – работа Пабло Пикассо «Портрет Доры Маар»
Художник необычно совмещает несколько ракурсов, накладывает прямую и обратную перспективы. За счет таких приемов фигура девушки как бы входит вперед из плоскости холста. Пикассо следует мысли – показать как можно больше и объемнее. Это также достигается с помощью сборных деталей и геометризации, художник делит предметы на части и показывает их с разных сторон. Эти приемы стали основой зародившегося в то время стиля – кубизма, основателем которого стал Пабло Пикассо.
В данном направлении меня заинтересовало то, что художник не просто отражает увиденное в реалистичном виде, а начинает экспериментировать с формами, цветом, объемами.
Лекция посвященная искусству ХХ века была полезной и интересной. Я узнала новые детали в творчестве того времени, на которые до этого не обращала внимание