19 Октября 2018 г. Нечетная неделя

"CALL to action" или как наши лингвисты новые технологии осваивают

"CALL NOW" – для магистрантов профиля "Компьютерная лингводидактика" направления "Лингвистика" имеет совсем иной смысл, чем для большинства людей. Computer Assisted Language Learning – CALL – это сравнительно новая, но быстро развивающаяся область лингводидактики, которую вот уже целый учебный год стараются постичь магистранты направления "Лингвистика", обучающиеся по заочной форме.  За учебный год студенты смогли изучить сложное ремесло преподавателя иностранных языков в цифровой образовательной среде.

CALL, а в российской методике «Компьютерная лингводидактика», возникла в конце 80х – начале 90х годов ХХ века. Зародившись в виде робких попыток автоматизировать простые языковые упражнения, эта наука расцвела в эпоху computer-mediated communication – по-настоящему коммуникационных интернет-технологий, основанных на социальном взаимодействии, общении, коммуникации.

Из примитивных приемов использования в обучении простых компьютерных программ выросли целые методики, технологии обучения иностранному языку с использованием глобальной сети. Безусловно, такое бурное развитие требует подготовки специалистов высокого класса, способных легко ориентироваться в меняющемся мире IT, обладающих высоким уровнем развития иноязычной коммуникативной компетенции.

Видя потребность в таких преподавателях, Гуманитарный институт открыл уникальную магистерскую программу в 2016 году, набрав небольшую, но очень сильную и мотивированную группу студентов, решившихся осваивать передовую специальность.

За первый год преподавателям и студентам  удалось влиться в мир компьютерной лингводидактики изучив основы теории CALL и попробовав на практике применить изученные методы и приемы обучения в информационной среде.

На занятиях с Людмилой Григорьевной Жук магистранты осваивали разнообразный, пёстрый мир открытых образовательных ресурсов, участвовали в профильных массовых открытых онлайн-курсах, анализировали их содержание, структуру, ценность для процесса обучения.

Большое внимание уделялось и системе управления обучением Moodle, которая используется в качестве платформы для дистанционной поддержки образования в Политехническом университете. В конце первого семестра наши магистранты уже представляли свои собственные авторские модули дистанционных курсов в этой системе.

Второй семестр прошел под девизом «Выходим в свет!»

Таким светом в конце образовательного лабиринта  занятий стало взаимодействие с вузами и компаниями – лидерами рынка электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.

Нашим магистрантам было предложено поучаствовать в качестве зрителей в онлайн-конференции «Виртуальная реальность современного образования», в которой принимали участие специалисты по дистанционному обучению из вузов России – Марина Ефимовна Вайндорф-Сысоева (организатор конференции, кандидат педагогических наук, профессор, автор и руководитель первой в России магистратуры по электронным образовательным технологиям), Юрий Николаевич Белоножкин (признанный специалист по системе Moodle, кандидат экономических наук, руководитель портала «Директ-Академия»), Василий Сергеевич Третьяков (заместитель проректора УрФУ, председатель правления Ассоциации “Национальная платформа открытого образования) и многие другие.

Студенты с интересом погрузились в изучение платформ для проведения вебинаров – виртуальных семинаров – e-Tutorium и Mirapolis – вначале как участники (зрители), а затем – создавая свои авторские виртуальные семинары. Для того, чтобы пригласить на вебинары, подготовленные нашими магистрантами, коллег из разных городов России, мы договорились о сотрудничестве с Центром «Ракурс» - известной компанией, занимающейся продвижением дистанционного обучения уже много лет.

Также одним из ярких событий весеннего семестра стала экскурсия студентов программы «Компьютерная лингводидактика» в офис компании «ГиперМетод» - ведущего разработчика решений для организации дистанционного обучения, управления знаниями и учебным процессом, развития и оценки персонала в компаниях и учебных заведениях; известного российского разработчика системы управления обучением eLearning Server 4G - клиентами которого являются ведущие вузы России (УрФУ, ИТМО, МИФИ, МГИМО и многие другие), государственные организации (МИД РФ, Росгидромет и многие другие), крупные корпорации (Газпром, Билайн, STADA, DHL и другие). Директор по маркетингу «ГиперМетода» Дмитрий Львович Кречман тепло встретил наших магистрантов, и за чаем с конфетами увлекательно рассказал о новых разработках компании, в частности, для организации так популярного сейчас мобильного обучения.

Студентам программы в прямом смысле некогда скучать, так как установочные сессии сопровождаются очными занятиями каждую субботу, а в перерывах – просмотры вебинаров, создание сценариев своих дистанционных курсов, интересные занятия с преподавателями гуманитарного института – Мариной Самуиловной Коган (специалистом по машинному переводу и экспертом по работе с программой Trados), Александром Владиславовичем Дмитриевым (специалистом в математической лингвистике) и другими высокопрофессиональными преподавателями кафедр Лингвистики и межкультурной коммуникации и Лингводидактики и перевода.

Мы надеемся, что второй год обучения, а затем и работа над магистерской диссертацией, станут для магистрантов профиля «Компьютерная лингводидактика» не просто «периодом обучения», но увлекательным путешествием в мир IT и Computer Assisted Language Learning. Успехов нам, и CALL - NOW and FOREVER.

Руководитель магистерской программы «Компьютерная лингводидактика», к.пед.н., доцент кафедры лингводидактики и перевода, отв. за дистанционные образовательные технологии ГИ Надежда Александровна Кабанова