Международный семинар по русскому языку в билингвизме: СПбПУ и Российско-Армянский университет

23 июня Высшая школа лингвистики и педагогики Гуманитарного института Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого и Российско-Армянский университет провели Международныйинтерактивный научно-методический семинар «Русский язык в условиях билингвизма: лингвистический и методический аспекты».
Цель семинара состояла в обсуждении актуальных научных проблем, связанных с лингвистическими и лингвометодическими аспектами функционирования русского языка в условиях билингвизма.
Семинар открыл своим выступлением Карен Суренович Акопян, к.ф.н., доцент; и.о. профессора, зав. кафедрой русского языка и профессиональной коммуникации, руководитель Центра русистики Института гуманитарных наук Российско-Армянского университета, осветив вопросы функционирования русского языка в Армении.
Инна Робертовна Саркисян, доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры русского языка и профессиональной коммуникации Российско-Армянского университета, рассказала о том, какие двуязычные программы для дошкольников реализуются в Армении, обратив внимание слушателей на устоявшиеся догмы и новые подходы в обучении билингвальных детей. Доклад Инны Робертовны вызвал интересную дискуссию о том, когда все-таки стоит подключать изучение вторых языков и как это лучше делать.
Важной частью семинара стало выступление старшего методиста и преподавателя РКИ Учебно-издательского центра «Златоуст»Татьяны Анатольевны Бекезиной на тему: Интерактивный учебник в системе школьного обучения РКИ, которая не только представила УМК «Полёт», но и инициировала новый для наших армянских партнеров проект. Коллеги надеются на совместное творчество и новый «Полёт» для армянских школьников.
В докладе Александры Вячеславовны Бурцевой, подготовленным в сотворчестве со студентками 4 курса, Дарьей Манис Капулер и Ксенией Богдановой речь шла о важности применения в обучении инофонов регионального подхода как средства формирования их страноведческой компетенции. Представленный проект пособия по чтению является результатом работы региональной инновационной площадки СОШ №543 Московского района Санкт-Петербурга.
Педагогическому аспекту билингвизма было посвящено и выступление Виолетты Амаяковны Григорян, кандидата педагогических наук, доцента кафедры русского языка и профессиональной коммуникации Российско-Армянского университета. Виолетта Амаяковна рассказала о коллективных способах обучения на факультете информатики, отметив, что они являются прекрасным инструментом развития билингвальной компетенции при изучении русского языка. В оживленном обсуждении доклада коллеги отметили, что в данных формах наряду с коммуникативным принципом в полной мере реализуется гуманистические основы обучения.
Лингвистическая проблематика семинара была раскрыта в докладе Софьи Викторовны Краснощековой, кандидата филологических наук, научного сотрудника отдела теории грамматики Института лингвистических исследований РАН и Высшей школы лингвистики и педагогики СПбПУ и ее содокладчика, доцента Елены Владимировны Галкиной, научного сотрудника отдела физиологии сенсорных систем, лаборатории психофизиологии речи Института физиологии им. И. П. Павлова РАН. Доклад коллег на тему «Особенности выражения эвиденциальности в русскоязычных СМИ Республики Кыргызстан» был воспринят с большим интересом.
Аршак Геворкович Саркисян, кандидат филологических наук, заслуженный профессор, доцент кафедры русского языка и профессиональной коммуникации Института Межкультурной филологии и межкультурной коммуникации РАУ вместе со своей юной коллегой, студенткой 4 курса РАУ Нелли Самвелян рассказал об орфографическом аспекте билингвизма, посвятив свое выступление функционированию русскоязычных префиксов в условиях русско-армянского билингвизма.
Елизавета Руслановна Мухамедшина, студентка 4 курса бакалавриата направления «Лингвистика» СПбПУ, и ее руководительСофья Викторовна Краснощековапредставили доклад на тему: Специфика формирования языковой компетенции детей-билингвов в условиях русско-татарского двуязычия, рассказав о специфических ошибках школьников-билингвов.
Семинар стал еще одним шагом в укреплении научного сотрудничества РАУ и СПбПУ, которое, безусловно, будет успешно развиваться и дальше.