Ожидаемый интерес участников вызвал доклад заместителя генерального директора по строительству флота – руководителя представительства ФГУП «Атомфлот» в г. Санкт-Петербург Константина Юрьевича Князевского, который остановился на специфике использования российского атомного ледокольного флота в развитии инфраструктуры Северного морского пути. Отвечая на вопрос о перспективах использования ледокольного флота в условиях глобального потепления, он отметил, что даже в случае повышения температуры арктическое ледообразование все равно будет происходить. При этом сам Севморпуть станет еще более привлекательным.
«Так как это более короткий путь из Европы в Азию, то ледоколы будут востребованы. Если говорить о ледоколе «Лидер», то его мощность для круглогодичных целей даже избыточна, но она позволит работать в зимний период времени по расписанию. А ведь условия производственных предприятий приучили нас к тому, что жить нужно стабильно и по часам», - отметил К.Ю. Князевский.
Не меньший интерес вызвал доклад «Климат в Арктике: Прошлое. Настоящее. Будущее», сделанный д.г.н. директором ГНЦ РФ Арктический и Антарктический научно-исследовательский институт (ААНИИ) Александром Сергеевичем Макаровым. В нем он рассказал не только о достижениях российских полярных исследователей (например, строительстве уникальной ледостойкой самодвижущейся платформы «Северный полюс»), но и остановился на некоторых неблагоприятных климатических сценариях. Так, согласно докладу МГЭИК повышение общей температуры на 1,5 градуса может быть достигнута уже к 2030 году, в то время как подобное повышение на 2 градуса способно привести к необратимым последствиям. Чтобы подобный сценарий не случился необходимы общие скоординированные усилия.
Многие выступающие неоднократно говорили о концепции устойчивого развития применительно к Арктическому региону. В этой связи чрезвычайно актуально прозвучал доклад д.э.н., профессор экономического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, эксперта ПОРА Сергея Михайловича Никонорова «О концептуальных подходах к разработке к разработке Полярного Индекса, Баренц-Индекса и Индекса Устойчивого Развития стран Арктического Совета». Предложенные им модели вызвали оживленную дискуссию как во время выступления, так и в кулуарах форума.
Конструктивный обмен мнениями шел и на десяти профильных секциях, где особенно многочисленными стали секции, касающиеся экономического развития АЗРФ, нефтегазовых проектов, логистики, робототехники, военной безопасности и стратегической стабильности в Арктике. Всего за два дня в режиме офлайн и онлайн своими изысканиями поделилось более 250 ученых.
Уже на следующей неделе (21-22 апреля) Шестая Международная научная конференции «Арктика: история и современность» начнет свою работу на второй площадке - в Мурманском государственном техническом университете (МГТУ).